ЭКСКЛЮЗИВАлександр Тузов Канатбек АБДРАХМАТОВ: Надо создать при ЕАЭС Фонд поддержки научных исследований в области экологииОдин из участников намеченного на 16-17 декабря заседания Международного научного общественного экологического Совета стран ЕАЭС, президент Национальной академии наук Кыргызской Республики, доктор геолого-минералогических наук, профессор Канатбек АБДРАХМАТОВ, рассказал обозревателю ЕврАзимута Александру ТУЗОВУ о подготовке к знаковому евразийскому научному форуму.- Предварительная повестка дня вашего форма включает три основных вопроса. Это, ВО-ПЕРВЫХ, нынешняя экологическая обстановка в каждой из стран региона. ВО-ВТОРЫХ, обзор научных, образовательных и общественных инициатив, направленных на повышение экологического благополучия. В-ТРЕТЬИХ, дискуссии с представителями органов государственного управления и деловых кругов. А какие дополнительные вопросы повестки дня могли бы предложить Вы, Канатбек Ермекович?- Вы знаете, Александр, экологические проблемы в последние годы – это наиболее злободневные и обсуждаемые проблемы во всем мире. Но, к сожалению, одними разговорами в этом деле не обойтись.
Многочисленные международные программы и фонды имеют один важный фактор, который позволяет им привлекать внимание таких стран как Кыргызская Республика. Это – финансирование! Участие в таких программах и проектах позволяет нашим ученым найти необходимое для глубоких и фундаментальных исследований финансирование, для того чтобы провести полевые работы, купить необходимое оборудование, реактивы для лабораторных работ и т. д.
Я думаю, что было весьма полезным и важным
создать при ЕАЭС научный фонд, который бы мог поддерживать научные исследования в области экологии в виде научных грантов, которые бы выдавались самым важным и глубоким исследованиям после детального рассмотрения проектов специальной комиссией.
Иначе избежать “утечки мозгов” в другие страны нам не удастся.
- На Ваш взгляд, каково “самое крутое” преломление вопросов предварительной повестки дня форума в науке и жизни Кыргызстана? Прежде всего, таково стремительное таяние оказавшихся, увы, вовсе не вечными кыргызстанских высокогорных “вечных льдов”?- Да, таяние ледников в Кыргызстане может в будущем оказать губительное влияние не только на природу…, фауну и флору наших гор, но и на жизнь простых людей. Нужно также помнить, что только до 25 процентов такой воды с ледников используется самим Кыргызстаном. Остальное уходит на сопредельные территории – Казахстан, Узбекистан, КНР. Если не предпринять какие-то меры, то население указанных стран может подвергнутся более губительным последствиям, чем жители нашей страны. Над этим стоит подумать в первую очередь.
- А устрашающая шапка одного из самых опасных среди всех столиц мира зимнего черного смога над Бишкеком? - Это тоже большая проблема. Это многосторонняя проблема – здесь и влияние транспорта, отопление из окружающих Бишкек многочисленных новостроек и наконец – это погодные изменения.
Кстати, недавно, в Национальной академии наук создали специальный Центр, который будет заниматься именно проблемами экологии и проблемой смога в Бишкек в том числе!
- Очень печальной стала и гибель в последние 30-40 лет основных рыбных запасов Иссык-Куля. Роковую роль сыграли не только современные мелкоячеистые пластиковые сети браконьеров, но и явная ошибка некоторых советских биологов-ихтиологов с их оказавшимся гибельным “зарыблением” Кыргызского моря хищной севанской форелью и соответственной гибелью ценнейших эндемичных видов – огромных запасов иссык-кульских чебаков и чебачков. Ваш покойный коллега по Академии, член-корреспондент АН Киргизской ССР Федор Турдаков (друг члена президиума Киргизского филиала АН СССР великого мыслителя планетарного масштаба доктора биологических наук Александра Любищева) еще 60 лет назад предсказывал (увы, под дружный смех в Большом актовом зале Кыргосуниверситета), что иссык-кульские чебак и чебачок будут цениться выше, чем балтийские шпроты. Турдаков как в воду глядел: чебачок давно уже стал во многие десятки раз дороже тех самых балтийских шпрот. Ваш прогноз, Канатбек Ермекович: иссык-кульский чебачок погиб окончательно, или есть еще шансы хотя бы частичного его восстановления с помощью ихтиологов стран ЕАЭС?- Шансы есть! Недавно специалисты Института биологии НАН КР предложили программу сохранения экологии озера Иссык-Куль, которая включает не только восстановление численности эндемиков, таких как иссык-кульский чебачок, но и других видов “населения” озера. В эту программу входит восстановление, например, некоторых видов растительности, которая некогда произрастала по берегам озера, например, облепихи. Оказалось, что именно она имеет очень большое значение для очистки вод, поступающих в Иссык-Куль и для сохранения экологии неглубоких частей водоема.
Необходимо, опять же, соответствующее финансирование. А такое финансирование можно было бы получить из упомянутого мной научного фонда, если таковой будет создан в рамках ЕАЭС!
- А как быть с организацией помощи Кыргызстану других стран ЕАЭС в решении этих и других проблем, прежде всего рекультивации земель у золоторудного рудника Кумтор в высокогорной южной части Иссык-Кульской области, а также радиоактивных отвалов урановых месторождений советской эпохи в разных кыргызстанских регионах?- Я думаю, что настала пора создать специализированный список проблем и возможных проектов для того, чтобы можно было бы решать проблемы комплексно и таким образом, чтобы при этом дивиденды (научные и другие) могла получить не одна страна, а все страны, которые будут принимать участие не только финансово, но и как обладатели идей, патентов, опыта и т. д.
Я надеюсь, что мы сможем обсудить такие идеи во время заседаний Международного научного общественного экологического Совета стран ЕАЭС, которые намечаются в середине нынешнего декабря.
- Вы известны в Кыргызстане не только как ученый-сейсмолог (уже много лет руководите Институтом сейсмологии) и организатор большой науки Кыргызстана в целом, но и как автор многих художественно-документальных повестей и рассказов. По-настоящему страшной получилась у Вас повесть-катастрофа “Землетрясение”. О том, ЧТО и КАК будет после вполне вероятного в ближайшем будущем (хорошо, если не очень близком) 11-балльном (даже не максимально возможном 12-балльном) толчке на линии только одного из самых активных сейсмических разломов Северного Кыргызстана – Иссык-Атинском. Согласно содержанию мрачно-футуристической повести, о какой-либо экологии после такой сейсмической катастрофы уже не придется говорить на огромной территории с населением около 2 миллионов человек. Как соседи по ЕАЭС могут помочь Кыргызстану в минимизации последствий подобной вполне возможной катастрофы?- Упомянутая Вами, Александр, повесть под названием “Землетрясение” действительно “мрачно-футуристическая”. Написана она давно, лет пятнадцать назад, и никогда не выходила в бумажном варианте (кроме нескольких экземпляров для близких друзей). Я побоялся ее публиковать, потому что она получилась действительно мрачной. Поводом ее написания была ситуация с подготовкой населения к сильным землетрясениям в те времена и мне хотелось хоть как-то привлечь внимание к этой проблеме. Она не слишком улучшилась во времена настоящие…, но на это стали обращать внимание власть имущие.
Конечно, если такое произойдет (не дай Бог, конечно), то силами одной Кыргызской Республики обуздать ситуацию и восстановить порушенное будет не под силу! Для этого необходимо законодательно принять меры,чтобы спасатели из стран ЕАЭС могли немедленно, без проволочек прийти на помощь людям.
В 1988 году, 7 декабря, произошло катастрофическое землетрясение в Армении, приведшее к многочисленным жертвам и тотальным разрушениям. И хотя Советский Союз уже начинал разваливаться, но нашел еще силы помочь братскому народу. Практически все советские республики помогли Армении в восстановлении. Но не до конца. И еще многие годы, уже после того, как она стала суверенной страной, она не могла залечить раны, полученные вследствие землетрясения.
Мы должны учесть уроки того события и должны быть готовы встретить подобное во всеоружии. И одним из таких действий, должно стать всеобъемлющее соглашение между странами ЕАЭС об оказании взаимной помощи пострадавшим странам и дорожная карта такой немедленной помощи.